Режим работы магазина:
ПН - ВС: с 9:00 до 19:00
+38 097 001 77 55

Как пошагово нарисовать портрет: легкий способ научиться рисовать лицо человека


Помнится, как в детстве в курортных городах я часто присоединялась к толпе восхищенных зрителей, обступивших какого-нибудь художника за работой на улице. Я заворожено наблюдала за тем, как легко он шаг за шагом рисует портрет пастелью с натуры, а в конце фиксирует изображение специальным спреем и вручает картину довольному натурщику-заказчику.

Меня поражала такая легкая манера исполнения рисунка и то, как художнику удается рисовать такие реалистичные портреты. В детстве я рисовала только пейзажи и натюрморты акварелью и делала рисунки карандашом. А когда попробовала однажды нарисовать свой портрет простым карандашом с натуры, глядя на себя в зеркало, то в итоге он не имел со мной особого сходства. После этой неудачной попытки я не пыталась усовершенствовать свои умения, так как нарисовать портрет человека так, чтобы добиться хорошей схожести, казалось мне недостижимой задачей, на порядок более сложной, чем рисовать пейзажи.

                   

Хотя я смутно догадывалась, что, наверно, надо знать какие-то секреты и много тренироваться. Но в художественной школе я не училась, и для меня знание, как нарисовать портрет легко, оставалось тайной за семью печатями. А потом я и вовсе забросила рисование.

Так случилось, что уже в зрелом возрасте я опять начала рисовать излюбленные пейзажи и натюрморты, только уже акрилом и маслом. Людей изобразить я не отваживалась, так как нарисовать портрет казалось мне все еще пугающей задачей. Также я стала писать статьи на темы, связанные с живописью, графикой и изобразительным искусством. И вот я занялась изучением различной информации про то, как научиться рисовать людей, в особенности лицо, и как рисовать головы. Меня интересовали портреты для начинающих художников. В результате я нашла много интересных материалов про построение лица человека, а также подсказки и инструкции, как научиться рисовать портрет карандашом.

Нынче просто волшебное время для творчества. В мом детстве у меня не было доступа к интернету и понимания, как нарисовать автопортрет. Чтобы об этом узнать, нужно было купить хотя бы какой-то учебник или самоучитель в специализированном магазине. В моем городе даже таких магазинов не было.

Сейчас в интернете можно легко найти поэтапный урок рисования портрета и с удовольствием создать свой рисунок, следуя простым подробным инструкциям. Есть огромное множество видео-уроков и статей с примерами того, как нарисовать портрет пошагово. Их сейчас модно называют туториалами. Кроме того, можно заказать обучающие пособия на тему того, как научиться рисовать портрет, в специализированных интернет-магазинах. В целом, техника рисования портретов нынче доступна всем желающим.

Все то, что я узнала про основы построения портрета, вселило в меня оптимизм и желание попробовать себя в этом жанре, так как красиво нарисовать человека уже не казалось мне такой сложной задачей.

Те знания, которые мне удалось почерпнуть, я сама применила, нарисовав портреты, которые служат иллюстрациями к данной статье. В статье я наиболее полно изложила полученную информацию про то, как нарисовать портрет поэтапно. Уверена, что она окажется Вам полезна на практике.

С чего начать?

Портреты можно рисовать в разных техниках: в графике, в цвете, пастелью, акварелью, маслом и т. д. Многие художники советуют новичкам начинать рисование портрета именно в карандашной технике, так как рисовать портрет карандашом намного легче, чем красками. К тому же, это самый подходящий вариант для тех, кто не очень усидчивый и ищет способ, как быстро нарисовать портрет. Графические навыки Вам могут пригодиться в дальнейшем. Например, предварительный рисунок, если Вы отважитесь написать портрет красками, придется сделать карандашом.

Следует отметить, что рисовать портрет с натуры вначале сложно. Начинающим художникам лучше пробовать срисовать лицо с фотографии или картинки.

Вот только забрасывать дело после первой, не дай Бог, неудавшейся попытки не нужно. Эксперты утверждают, что главное практиковаться – и изменения не заставят себя ждать. С каждым следующим разом будет получаться все лучше и лучше. Портретное мастерство – дело наживное. Так что для начала зарядитесь верой в успех, да так, чтобы заряда хватило надолго.

Немного теории

Портретом называется изображение человека, обычно его головы с фокусом внимания, направленным на лицо. Изображение, как правило, бывает обрезано по плечи, но можно рисовать человека и в полный рост. Лицо можно изобразить в различных ракурсах: в профиль, вполоборота и в анфас. Легче всего рисовать профиль, а анфас – сложней, из-за необходимости соблюдать симметрию между правой и левой половинами лица.

Интересно, что когда-то знание, как правильно рисовать портрет, было обязательным для каждого хорошо образованного человека. Давайте же и мы пополним ряды образованных людей и ознакомимся с основами построения портрета. Ну что, учимся рисовать лица?

Подмечено, что начинающие художники склонны просто срисовывать лицо, не используя дополнительные вспомогательные линии построения. В таком случае часто получается, что, например, один глаз бывает чуть выше второго. И вообще глаза какие-то маленькие, больше похожи на поросячьи, а нос слишком большой, несимметричный и губы перекошены. Короче, все вкривь и вкось.

Между тем, в художественных заведениях студентам предлагают методики и схемы, которые значительно облегчают овладение навыками рисования портрета. В академическом рисунке они применяют эти знания, рисуя обрубовки, гипсовую голову. Кроме того, они изучают общепринятые пропорции лица и курс пластической анатомии. Чтобы лучше понять строение лица, они даже делают академический рисунок различных ракурсов черепа. Это полноценное обучение, и оно не из легких, так как требует много времени.

Очевидно, что для того, чтобы нарисовать портрет, имеющий максимальное сходство с оригиналом, нужно овладеть навыком точной передачи пропорций лица. Но в самом начале нужно хотя бы научиться правильно рисовать лицо, не претендуя на схожесть с конкретным человеком, а так, чтобы оно было похоже на человеческое, с правильными чертами. Для этого Вам потребуются знания об эталонных пропорциях и последовательности построения лица человека.

Используя знания о пропорциях, я сначала сделала маленький быстрый набросок карандашом НВ воображаемой девушки. В итоге, получилось неплохо, по крайней мере, похоже на реальность. Так что я на опыте убедилась, что эти знания очень помогают в работе. Вот скан этого рисунка. 
Чтобы показать все эталонные пропорции, я разделила голову девушки на сектора. Приношу извинения, что разметка в графическом редакторе вышла чуть кривой, но схема в целом получилась понятной. В общем, получается, что ширина глаза укладывается в ширину головы примерно 5 раз (5а), а в высоту – 7 раз (7а). В левой половине лица Вы можете увидеть три равные расстояния.

Если я сейчас изложу Вам все, что узнала о пропорциях и вспомогательных линиях построения лица, у большинства из Вас возникнет путаница в голове. Толку от такой подачи материала будет мало. Теорию лучше преподносить дозировано, закрепляя каждую полученную порцию информации на практике. На мой взгляд, такой пошаговый подход самый правильный. Потому сразу будем практиковаться.

Дорогие новички, не переживайте, что у Вас нет достаточного опыта рисования. Уверяю Вас, что данная задача под силу даже тем взрослым, кто начинает рисовать с нуля.

Что нам потребуется?

Для воплощения нашего творческого замысла нам понадобится лист хорошей бумаги формата А4, ластик, точилка или канцелярский нож, линейка, два простых карандаша: один потверже, а второй помягче, например НВ и 2В.

Для рисования простым карандашом берите бумагу поплотней. Наилучшие варианты – это бумага для графики, а также акварельная с мелкозернистой фактурой. Более дешевый вариант, который тоже подходит новичкам, - писчая бумага. Эти виды бумаги отлично переносят воздействие ластиком. Также можете воспользоваться бумагой для черчения.

Кстати, Вы всегда можете купить бумагу хорошего качества в интернет-магазине на нашем сайте.

За неимением этих видов бумаги, можно рисовать на офисной бумаге для принтера. Но ластиком в таком случае придется работать очень аккуратно, так как от частых стираний линий на такой бумаге образуются дефекты, она может легко помяться и порваться. Но она отлично подходит для сканирования из-за высокой степени белизны. Потому именно ее я использовала для своих иллюстраций.

Кстати, лист бумаги желательно закрепить на планшете.

Также вам потребуется умение правильно держать карандаш. Обратите внимание, что карандаш нужно держать в руке так, как дирижер держит свою палочку, а именно между крайними фалангами трех первых пальцев, за неотточенный конец. То есть вовсе не так, как ручку для письма. Кисть руки с карандашом держите под углом в 45 градусов и старайтесь, чтобы она не была зажата.

Возьмемся за изображение эталонного лица в анфас. Давайте лицо будет смотреть прямо на нас, без каких-либо перспективных искажений. Эта задача будет посложней, чем нарисовать лицо в профиль, но это даст нам возможность максимально полно изучить все общепринятые пропорции на практике. Так как женские лица более пропорциональны, чем мужские, займемся изображением портрета женщины. Именно лица с правильными пропорциями воспринимаются большинством людей как красивые. Так что спешу Вас обрадовать: у нас должна непременно получиться красавица.

Итак, рисуем портрет поэтапно.

Основы рисования портрета на практике

Частой ошибкой новичков-портретистов является то, что они могут начинать рисунок, например, детально прорисовывая губы, глаза и не наметив в целом все части лица. Опытные художники сначала рисуют обобщенные контуры лица и его частей, а потом усложняют рисунок деталями, то есть движутся в работе от простого к сложному, от изображения целого к частному.

На первом этапе нам необходимо лишь набросать портрет схематично, то есть его каркас, а именно едва заметные вспомогательные линии построения, а также легкие контуры головы, глаз, носа, бровей, рта, ушей карандашом НВ.

 

Этап 1. Намечаем контуры головы

Голова имеет форму сферы, напоминающей яйцо, - нижняя часть лица более узкая. Понятно, что бывают лица с индивидуальными пропорциями. Например, у кого-то нижняя челюсть шире, чем лоб, у кого-то скулы являются самой широкой частью лица, у некоторых верхняя и нижняя половины лица приблизительно одной ширины и т.д. Встречаются лица, напоминающие по форме прямоугольник или трапецию, особенно у мужчин.

Мы с Вами работаем с усредненными пропорциями. В целом, затылок больше подбородка. Лицо чаще всего овальное. Таким образом, голова среднестатистического человека имеет форму куриного яйца с острым концом внизу. Ее ширина равна трем четвертям от высоты, с погрешностью в 1 – 2 см.

Давайте возьмем линейку и проведем на листе бумаги по центру тонкую вертикальную линию. Это будет ось симметрии, или серединная линия, которая будет проходить от макушки головы до края подбородка. Ориентируясь на эту линию, наметим по центру листа контуры головы, с сужением в области подбородка, так, чтобы начерченная вспомогательная линия проходила строго по центру. Эта центральная линия в дальнейшем поможет нам избежать неровностей и кривизны в работе и достичь симметричного изображения в правой и левой половинах лица.

Наметим также двумя выгнутыми линиями контуры шеи.

Этап 2. Намечаем глаза и контуры волос

Теперь разделим ось симметрии, проходящую через голову, пополам и перпендикулярно к ней проведем легким нажатием карандаша горизонтальную линию. На этой линии будут размещаться глаза. То есть глаза следует расположить посредине между подбородком и макушкой головы. Расстояние между ними примерно равно ширине одного глаза.

Поделим эту горизонталь на пять равных отрезков. На втором и четвертом отрезках начертим контуры миндалевидных глаз, похожие на лепестки. Пусть глаза будут чуть-чуть приподняты к внешним уголкам. Нарисуем у каждого глаза верхнее и нижнее веко, наметим радужную оболочку, слегка прикрытую верхним веком, зрачок. Для того чтобы глаза выглядели живыми, сделаем блик на каждом зрачке.

Сделаю одно важное замечание. С этого момента обязательно отходите на каждом этапе работы на расстояние, чтобы издалека лучше оценить симметричность частей лица. При необходимости корректируйте набросок.

Далее от макушки головы вниз отмерим отрезок, равный приблизительно 1/7 высоты головы. Он покажет верхнюю границу лба, или линию роста волос. При правильных пропорциях часть головы, на которой растут волосы, также равняется 1/2 высоты лба, или 1/2 высоты носа, или 1/2 высоты отрезка от кончика носа до границы подбородка. Пусть изображаемая женщина будет с распущенными волосами. Нарисуем их плавными контурами так, чтобы они закрывали уши и немного прикрывали лицо.

Этап 3. Намечаем брови и нос, при необходимости уши

Теперь разделим овал лица от верхней границы лба до подбородка на три равные части двумя горизонтальными линиями. Если не очень развит глазомер, можно воспользоваться линейкой. Верхняя из этих линий покажет положение бровей, а нижняя – границу нижней части носа. Пропорции таковы, что лоб примерно той же высоты, что и нос, и равняется по высоте расстоянию от нижней границы носа до края подбородка.

Давайте наметим изгибы бровей над глазами, как бы повторяя по форме верхнее веко. Постараемся изобразить их симметрично.

А теперь приступим к наброску носа. В самой широкой нижней части ширина носа в среднем равна расстоянию между глазами. Опустим вниз пунктирные параллельные линии от внутренних уголков глаз, чтобы показать отметки краев носа. Наметим контуры носа, его центральную часть, крылья и ноздри.

Уши у нашей модели закрыты волосами. Но если бы мы их рисовали, то брови бы находились на одной горизонтали с верхушками ушей, а мочки ушей совпадали бы с нижней отметкой носа. То есть по длине уши равны носу, их основания находятся на одной горизонтали. 

Этап 4. Делаем набросок губ

Поделим часть от отметки носа до подбородка двумя горизонталями на три равные части. Проведем линию смыкания губ, которая должна находиться на границе верхней трети. Опустим на эту линию две вертикали пунктиром от центров зрачков. Эти линии покажут нам ширину рта. Наметим губы так, чтобы верхняя губа была чуть уже нижней. Кстати, высота от нижней границы рта до подбородка равна приблизительно ширине одного глаза.

Этап 5. Стираем линии построения

Наконец можно стереть ластиком вспомогательные линии построения. Если вы рисуете на офисной бумаге, работайте ластиком предельно осторожно, чтобы не помять лист и не повредить верхний слой поверхности бумаги.
Пока что мы выполнили линейный портрет. Если же мы хотим сделать наш портрет тональным, то необходимо поработать со светотенью. Будем учиться, как правильно штриховать лицо. Нам нужно с помощью штриховки передать светлые и темные участки, чтобы лицо и его части выглядели объемными, выпуклыми, а не плоскими. До сих пор мы работали карандашом НВ. Для детальной прорисовки и придания объемности частям лица возьмем карандаш помягче, например 2В, только тени на коже лица лучше наносить карандашом потверже. Представим, что свет падает прямо на изображаемое лицо.

Этап 6. Детальная прорисовка глаз и бровей

  Глаза представляют собой сферы, занимающие пространство глазниц. Чтобы показать, что глаза – это сферы, нужно затенить белки по краям. Заштрихуем радужки и зрачки, оставляя нетронутыми участки бликов.
Верхнее веко более заметно, чем нижнее. Когда Вы будете рисовать верхнее веко, используйте мощные линии, чтобы подчеркнуть его толщину, а оставленная тень под нижним веком будет подразумевать глубину и объем глазной области.
  Также обязательно наметим падающую тень от верхнего века на радужку и белок.
Короткими штрихами заштрихуем брови. Наложим тени в областях под бровями, которые, как Вы заметили, находятся в углублении. Чтобы рисунок выглядел более естественно, возьмите на заметку, что брови растут неравномерно, а между ресничками расстояния разные. Верхние ресницы нарисуем изогнутыми линиями, чтобы показать их направленными чуть вперед, а не торчащими неестественно вверх. А вот ресницы с нижних век более явно завиваются вниз.
  При наложении штрихов старайтесь опираться рукой на кости мизинца, чтобы не возить всей рукой по поверхности бумаги и нечаянно не измазать сначала руку, а потом грязной рукой бумагу. Или подкладывайте на бумагу под свою руку чистый лист.

Этап 7. Прорисовка деталей носа

Ноздри должны быть очень темными. Затеним более темной штриховкой крылья носа, а более светлой верхнюю центральную его часть. Легкая тень под носом подчеркнет, что это самая выступающая часть лица. Кончик носа должен быть самым светлым. Оставим на нем блик. Если Вы уже успели его заштриховать, то можно сделать блик ластиком.

Этап 8. Детализация губ

Обратите внимание, что нижняя губа светлее по тону, чем верхняя, поскольку более обращена к свету. Легкая тень под нижней губой, мягко уходящая к подбородку, поможет придать ей форму.
Чтобы губы выглядели естественно, не нужно сильно тоном выделять их контуры. Набираем штриховкой их объем. Центральная часть нижней губы для придания объема должна быть светлей.
Губы не должны быть гладкими. Покажем на них горизонтальные мелкие морщинки.
Над губами по центру имеется вертикальная впадина, идущая от носа до ложбинки губ. Заштрихуем и ее. Но обратите внимание, что она не полностью сливается с губами. Над ложбинкой губ нужно оставить светлую полоску.

Этап 9. Наложение теней на лицо и шею

Теперь поработаем над объемом лица. Затемним скулы, боковые части лба, а также края лица. Логично наложить тень и на шею.

Этап 10. Детализация прически

Прорисуем прямые волосы длинными грубыми штрихами. Для придания волосам объема и блеска достаточно затенить штриховкой некоторые участки. Волосы за шеей находятся в тени, следовательно, они должны быть темней по тону.

Этап 11. Доработка деталей

Наш учебный тональный портрет почти готов! Но, возможно, посмотрев на него издалека, Вы почувствуете, что какие-то участки следует доработать, утемнить или высветлить. Например, вдруг Вам захочется утемнить зрачки, верхнюю губу, волосы сзади шеи. Доверьтесь своему чутью.
Для художника-графика важно умение сравнивать все участки рисунка друг с другом. Старайтесь добиться контрастности в тенях, но при этом не злоупотребляйте затенением. Самые темные пятна в портрете – это зрачки, линия роста ресниц, линия смыкания губ.

Заключение

  Наконец наше занятие подошло к концу. В процессе создания нашего портрета мы рассмотрели последовательность создания портрета, принципы построения и усредненные пропорции лица. Теперь Вы можете сами научить, например, Вашего ребенка, как нарисовать портрет. Предложенная схема может служить отправной точкой для начинающих художников и очень облегчить им овладение навыком рисования портрета. Следует заметить, что художники-профессионалы могут не следовать в своей работе этой схеме. У них хорошо развита насмотренность и натренирована рука. Потому они могут изображать части лица в иной последовательности и не пользоваться всеми вспомогательными линиями построения.
  Голова – это часть тела, наиболее ярко выражающая индивидуальность человека. Для передачи портретного сходства с конкретным человеком, нужно умение подметить и передать эти индивидуальные черты, сравнивая их с эталоном. Например, у кого-то глаза больше, а у кого-то меньше и находятся не посередине головы, у каких-то людей нос длинней и шире эталонного. Форма губ, разрез глаз, изгиб и высота бровей у всех разные.
Помимо того, черты лица могут очень отличаться в зависимости от пола. У мужчин, в целом, черты грубей, чем у женщин. Мужские лица чаще скуластые, с более широкой нижней челюстью и крупным подбородком, с выступающими надбровными дугами. К тому же, у представителей мужского пола широкая шея, на которой заметно выступает кадык. А вот черты лица ребенка следует передавать плавными и мягкими линиями.
  Также мастерство портретиста зависит от навыка правильной передачи соотношения размеров и расстояний лицевых частей друг к другу, например, соотношения высоты и ширины носа, толщины и длины губ, высоты лба и высоты носа и т. д. Умение подмечать и передавать в портрете такие нюансы приходит с опытом. Так что, дорогие новички, можете еще попрактиковаться в изображении абстрактных женщин, мужчин и детей в анфас, в профиль и в полуобороте, а на следующем этапе обучения обязательно ставьте перед собой более серьезную задачу передачи портретной схожести с конкретным человеком.
  Начинающим художникам задача передать сходство с объектом изображения часто кажется пугающей. Однако если внимательно наблюдаете за формой и измеряете пропорции, то обнаружите, что Вам не составит труда создать убедительное изображение и добиться хорошей схожести.

Рекомендуемые товары

Главная
Войти
Избранное
Корзина
Каталог
Варианты
Корзина

Нет покупок


Перейти в каталог
Оформить заказ